В сезоне 2018/19 годов участились случаи неоплаты за поставленную продукцию со стороны посредников-экспортеров яблока, которые в предыдущем сезоне регулярно рассчитывались с садоводами. Представители Украинской плодоовощной ассоциации связывают это с усилением конкуренции, как на мировом рынке, так и на рынке Украины, пишет EastFruit.
Благодаря активизации маркетинговых усилий производителей яблока, они в текущем сезоне серьезно увеличили объемы прямых поставок продукции непосредственным импортерам в странах Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии.
Это стало возможным вследствие увеличения инвестиций в маркетинг и очень активной работы множества доноров на рынке Украины, таких как ITC, FAO, EBRD, EU4Business, USAID и других.
В результате украинские производители приняли участие практически во всех ведущих выставках и смогли наладить прямые контакты с импортерами, что привело к уменьшению маржи экспортеров-посредников, а также к уменьшению их доли в экспорте яблока из страны.
Недовольство посредниками высказывают не только украинские садоводы, но и импортеры украинского яблока в странах Ближнего Востока.
«Мы получили очень много критических замечаний от покупателей нашего яблока в нескольких странах мира, включая ОАЭ. Импортеры сетуют, что связавшись с посредниками, которые представлялись профессионалами, так и не получили обещанных объемов яблок, а то яблоко, что поступило, часто не соответствовало заявленным параметрам по качеству. Все это, конечно же, вредило имиджу нашей страны и имиджу нашего яблока на этих рынках. А это может в долгосрочной перспективе негативно повлиять на наши цены, и уже начало влиять», – говорит Федор Рыбалко, руководитель УПОА.
«Также многие члены нашей ассоциации столкнулись с невыполнением посредниками своих обязательств перед ними. Посредники банально не рассчитывались за поставленное им яблоко для экспорта. Такие ситуации, увы, неизбежны, если ты не можешь экспортировать напрямую. Посредники, несомненно, нужны и выполняют важную функцию. Тем не менее, идеальным посредником могла бы стать коммерческая структура, созданная самыми садоводами на кооперативных принципах, и работающая совершенно прозрачно», – считает Федор Рыбалко.
По информации УПОА, еще в этом сезоне многие посредники, занимавшиеся экспортом яблока, могут прекратить свою деятельность, так как им уже никто не хочет отгружать свою продукцию. В результате они пытаются объяснить невыполнение контрактных обязательств перед своими контрагентами в странах-импортерах отсутствием в стране яблока экспортного качества.
УПОА подтверждает информацию о том, что запасы яблока экспортного качества в общем объеме предлагаемой продукции, сравнительно невысоки, но у многих садоводов по-прежнему имеются немалые запасы такого яблока. В частности, члены УПОА планируют заключить новые контракты на яблоко, имеющееся в наличии, а также на яблоко, которое будет выращено в 2019 году, во время торговой миссии Fruit Trade Ukraine – Middle East, которая состоится 28 марта 2019 года в Дубае, ОАЭ.