ГЛАВНОЕ

Новые правила маркировки продуктов: как производители смогут обманывать покупателей

11.12.2018 15:05
  • Верховная Рада Украины на прошлой неделе приняла закон об изменении правил маркировки продуктов питания. Agronews уже писало о том, какие основные новации предусмотрены в документе. Вокруг принятия закона разгорелось много негативных разговоров. Некоторые критики утверждают, что нечистые на руку предприниматели теперь смогут скрывать настоящий состав своей продукции.
    Мы более детально изучили документ, чтобы разобраться, что на самом деле приняли депутаты.
    Положения документа проанализировала руководитель отдела тестирования Центра экспертиз «Тест» Нина Кильдий.
    По ее словам, заявления о том, что по новым правилам с этикеток на продуктах исчезнет их состав, является неправдивой.
    «Сразу скажу, что касается состава продукта — никуда он не делся, производители обязаны указывать состав крайней мере для большинства продуктов питания», — отметила она.
    По ее словам, закон предусматривает только одно исключение относительно обязательного указания состава продуктов.
    «Приписка касается молочных продуктов, для изготовления которых используется только, наприиклад, закваска молочнокислых бактерий, если это например йогурт или кефир, ряженка. Почему для этих продуктов решили, что можно не указывать состав. Как по мне, это немного странно, потому что кефир, йогурт, ряженку можно изготавливать не только из молока и закваски, там можно использовать сухое молоко, дополнительный молочный белок, сыворотку. Мне кажется, что это наделает доброй путаницы. Я бы вообще видсутпив по составу продукта в Украине не делала, возможно, за исключением воды, просто сделана из воды », — отметила пксперт.
    По мнению Кильдий странным также выглядит пункт в законе, который касается содержания ГМО в продукции.
    «В Украине производители могут писать если продукт содержит ГМО, или могут писать« Без ГМО »- если продукт его не содержит. Но интересная приписка в законе, если поставщики не предоставили документы производителю, что в сырье ГМО — это уже основание считать, что там точно нет ГМО. Мне кажется, что это уже хитрость. Потому что предоставить документов, что там нет ГМО и предоставить документы, там точно нет ГМО — это очень большая разница, мне так кажется », — отметила эксперт.
    По ее мнению, отсутствие данных от поставщиков о наличии в ингредиентах пищевого продукта ГМО, не является достаточным подтверждением для нанесения такой отметки на пищевых продуктах.
    Однако наибольшей критике со стороны эксперта получил пункт о указания на этикетке сроков реализации. Документ кроме нынешнего маркировку «принять к» вводит понятие «желательно принять до». При этом для продуктов, которые хранятся более 18 месяцев, будет разрешено указывать только конечный год реализации. По мнению Кильдий, такой подход является ошибочным.

    «Я считаю, что это очень плохой подход, потому что как написать на масле, в которой срок хранения 24 месяца,« желательно принять до 2020 »? Но 2220 — это 12 месяцев. Есть очень большая разница — принять до начала 2020 года, или принять до конца 2020 года. Понятно, что для продуктов, в которых очень долгий срок хранения, не обязательно указывать дату 01.02.2020 года. Пусть это будет месяц и год, но, я считаю, что отходить от этого понятия месяца — это слишком. И вообще я не понимаю, зачем разделили — это желательно принять до, лучше употребить до и принять к. Есть срок годности продукта. Неважно почему он испортился — через микробиологию, или каким-то другим причинам порчи. Для потребителя должен быть четкий ориентир — принять до и после этой даты не стоит употреблять продукт, потому что он может нанести школы здоровью », — считает эксперт.
    Эксперт также отметила положительные моменты. В частности, к таким она отнесла то, что документ в целом шире регулирует вопросы маркировки продуктов по сравнению с техническим регламентом, который регулировал эти вопросы до сих пор.
    Из конкретных позитивов она отметила пункты об обязательном указания процентного соотношения глазури в мороженых продуктах.
    «С положительной можно отметить очень интересный момент касается замороженной рыбы. Ее так отдельно решили прописать. Если продается продукция в глазури НЕ фасованная, то надо указывать количество глазури. Вот это я бы очень хотела увидеть. Честно вам скажу — звучит смешно, потому что с глазурью трагическая проблема в Украине. Мы в свое время делали исследования по креветкам и морепродуктам. Простите, там 60% глазури — замороженной воды, льда снега назовите как хотите. А здесь обязали производителей писать количество глазури, это я больше всего хочу увидеть как будет введен в действие этот пункт законодательства », — прокомментировала она.
    Еще один позитив, по мнению Кильдий, — это прописано отдельным пунктом требований к маркировке продукции, продаваемой дистанционно. То есть, если человек покупает продукты питания через интернет, ей кроме даты изготовления, должны предоставить всю информацию, о составе и свойствах продукта.
    Кроме этого она назвала важным, что в закон еще добавили, как правильно вычислять пищевую энергетическую ценность — она ​​должна быть обязательно указана на большинстве продуктов питания, также расширенное сама понятие энергетической ценности.
    «Потому что у нас сейчас пищевая ценность — это белки, жиры, углеводы, калорийность добавили, отдельно соль, насыщенные жиры производители должны указывать — то есть в этом пункте более европейский подход. Подытоживая можно сказать, что есть положительные моменты, но несколько моментов для меня были удивительными. Никто ничего не делает просто так, но по отдельным пунктам, мне кажется, могут быть серьезные проблемы », — отметила эксперт.
    Впрочем, по ее мнению главные проблемы возникнуть не из-за несовершенного содержание закона, а из-за проблем его реализации.

    «Самая большая проблема вообще этого закона, может быть — это его полное невыполнение в принципе, очень часто случается в Украине. У нас был технический регламент, у нас множество законов, которые требуются от производителя честно указывать состав продукта. И что? Мы видим безумное количество фальсификата, то есть законодательство не выполняется, то же самое может случиться и этот закон. Можно написать идеальный закон на бумаге и он останется только на бумаге, это проблема, это самый большой риск для Украины. Есть нюансы, есть лазейки в законе, это плохо, но основное требование и желание потребителя, чтобы производителя контролировали и производителя существенно наказывали за нарушение закона », — сообщила она.
    Кроме этого, Кильдий отметила, что производители не понесут больших материальных затрат в связи с необходимостью приведения этикеток к новым требованиям, ведь закон предусматривает значительный переходный период, в течение которого производители смогут реализовать остатки продукции со старыми этикетками. В частности, предусмотрено, что закон вступает в силу через 6 месяцев после опубликования, но в заключительных положениях переходный период — три года после введения закона в действие.

    Читай нас также в Viber и Telegram, делись новостью на своей странице:
    Поширити: