Почему Евросоюз, который еще вчера называл Украину стратегическим партнером, сегодня снова ставит наш агроэкспорт в квотные рамки? О том, как закрытие европейского «банкомата» может обойтись Украине миллиардами долларов ежегодно, для агроблога agronews.ua рассказывает журналист, обозреватель по аграрным вопросам Владимир Чопенко.
Читай нас також у Viber та Telegram.
ЕВРОСОЮЗОВСКИЙ СВЕТОФОР для украинской агропродукции
Иду на «зеленый»!
Помните тот начальный порыв? Тот первый, обнадеживающий всплеск единства? Когда 4 июня 2022 года, через три месяца после начала полномасштабного российского нашествия, Евросоюз, солидаризируясь с нами, полностью открыл свои рынки для украинской аграрной продукции. Без пошлин, без квот, без торговых барьеров! Преамбула разрешительного документа, – Регламента (ЕС) 2022/870 Европейского парламента и Совета, – так транскрибировала введение временных торговых льготных мер: «The exceptional situation in Ukraine resulting from the unprovoked and unjustified military aggression by the Russian Federation justifies the acceleration of efforts to facilitate closer economic relations between the Union and Ukraine in order to provide stable and predictable support for Ukraine’s economy».
С тех пор ходовой стала аббревиатура ATM (Autonomous Trade Measures) – автономные торговые меры. Но ATM – это еще и банкомат (аббревиатура от англ. Automated Teller Machine — автоматический кассовый аппарат). И эта игра слов не была случайной. Это был своего рода «банкомат» — беспошлинный доступ на рынок ЕС на 1,4 млрд евро ежегодно. Агропродукция, которая составляет более 60% украинского экспорта, стала «золотым мостом» для выживания экономики. Это был символ: быстрый, беспрепятственный доступ на европейский рынок, на европейские деньги, на европейское дыхание для украинской экономики, задыхавшейся от войны. Зеленая лампа евросоюзовского «светофора» позволяла украинскому агросектору под обстрелами находить жизненно важные альтернативные пути сбыта продукции, когда традиционные черноморские маршруты оказались смертельно опасными.
В ATM я вижу так себе аграрный Шелковый путь. Он стал не просто экономическим инструментом, а символом надежды, подтверждением принадлежности к европейской семье в самую темную для нас пору. Украинские фермеры, несмотря на все невероятные трудности – минные поля, дефицит топлива, разрушенную инфраструктуру, мобилизацию сельскохозяйственных работников – смогли выжить в значительной мере благодаря этому «банкомату». Они качали не деньги, а надежду и ресурсы для продолжения борьбы и на фронте, и на поле.
Сравнивая статистику до военного периода и 2022-2025 годов, когда действовали ATM, отчеты отраслевых ассоциаций, скажу так: цифры кричат! Сигнализируют о том, что ATM стали мощным катализатором агроэкспорта Украины в ЕС. Особенно для тех отраслей, которые ранее разбивали лбы об высокие барьеры (внеквотный ввоз в ЕС курятины, яиц, сахара, масла). За время ATM экспорт упомянутых продовольственных товаров по объемам и стоимости в пиковые годы вырос вдвое-учетверо.
ЕС превратился из второстепенного в доминирующий рынок для курятины, яиц, сахара и муки (доля 50-80% во время ATM) и значительно увеличил долю для масличных (40-50%) и молочных (30-35%) продуктов. За этот период Украина логистически перестроилась: ATM оживили наземные и речные сбытовые коридоры, о чем, например, свидетельствует движение муки и зерна в 2022-2023 годах.
Тормози!
Но 5 июня 2025 года евросоюзовский светофор мигнул и изменил цвет с разрешительного зеленого на предостерегающий желтый с четко очерченным красным контуром пошлин за пределами квот. Почему ЕС, который еще в 2023 году называл Украину «стратегическим партнером», вдруг вернулся к довоенным правилам? Это решение, правда, шокировало верхний эшелон украинской власти. Ну, он не был готов услышать такой вердикт: Евросоюз официально возвращает тарифные квоты на основную аграрную продукцию из Украины. Беспошлинный режим, те самые ATM, которые стали для многих линией жизни, завершился. Теперь действуют ограничения на экспорт зерновых, мяса птицы, яиц, сахара, масличных культур (в том числе рапса). Все, что выходит за пределы установленных лимитов, будет облагаться стандартными пошлинами ЕС. Не был готов услышать, но достоверно знал, что 5 июня 2025 года «лакомый кусок» заканчивается.
Автономные торговые меры (ATM) Евросоюз ввел 4 июня 2022 года сроком на один год — до 5 июня 2023 года. Этот срок четко зафиксирован в Регламенте (ЕС) 2022/870, где указано, что меры действуют временно для поддержки Украины после полномасштабного вторжения России. В июне 2023 года согласно Регламенту (ЕС) 2023/1077 ATM продлили еще на год — до 5 июня 2024 года. Второе продление приходится на май 2024 года. ЕС принял Регламент (ЕС) 2024/1392, который продлил преференции для украинской сельхозпродукции до 5 июня 2025 года. В документе подчеркивалось, что это последнее продление и после этой даты возобновится действие статьи 29 Соглашения об ассоциации (DCFTA). Указывалось и то, что дальнейшая либерализация торговли после 5 июня 2025 года потребует новых переговоров.
Итак, ЕС с самого начала рассматривал ATM как временный инструмент, а не постоянный механизм. Даже во время последнего продления акцентировалось на необходимости «постепенного возвращения к правилам DCFTA». Условия DCFTA (статья 29) предусматривают значительно жесткие квоты для украинского аграрного экспорта по сравнению с ATM.
Поэтому я бы не делал ЕС крайним. Сроки действия ATM были четко прописаны в официальных документах ЕС с самого начала, а их завершение определено на 5 июня 2025 года. Эта дата создала для Украины вызовы, поскольку на момент отмены льгот (признаем!) на руках не было готовых альтернативных соглашений. Власть наивно надеялась, что Евросоюз будет продлевать преференции вечно: если он трижды вышел навстречу, пойдет и вчетвертый… Война же продолжается! Значит, и льги должны продолжаться… Однако украинская «логика» дала сбой.
А почему, собственно, украинская сторона не активизировала переговоры о пересмотре условий статьи 29 DCFTA в течение 2023-2024 годов? Ранние переговоры могли бы закрепить более выгодные условия. В то время, как Польша, Венгрия и Франция давили на ЕС относительно защиты своих фермеров, Украина не создала достаточно мощного контрвеса. Вместо того чтобы активно искать альтернативные рынки сбыта (Азия, Африка, Ближний Восток), бизнес и власть радовались «европриходами» от ATM. И когда Евросоюз закрыл «банкомат», то оказалось, что курятину трудно экспортировать в Азию из-за высокой конкуренции с Бразилией, сахар не попадает в Африку из-за логистических расходов, молоко не соответствует стандартам Ближнего Востока… Больше всего пострадали от политической инерции фермеры. Они утверждали, что ЕС покупает, а вдруг — пошлины, квоты, закрытые границы. Почему их не предупредили? Повторяю: власть официально знала, что ATM заканчиваются, но мало кто верил, что это произойдет на самом деле.
Публичные комментарии украинских чиновников свидетельствуют, что для власти решение ЕС стало не только экономическим ударом, но и серьезным политическим неожиданком, что даже при официальном знании о изменении режима, подготовиться не успели. «What about the moral losses? This is not calculated in billions, but millions of Ukrainian citizens supporting integration into the EU» – заявил Виталий Коваль, министр аграрной политики Украины, на заседании AGRIFISH в Брюсселе 27 мая 2025 года. Его первый заместитель Тарас Высоцкий 6 июня 2025 года сообщил, что если соглашений с Еврокомиссией не будет достигнуто, то квоты могут быть исчерпаны до августа-сентября … потенциально остановив ключевой экспорт сельскохозяйственной продукции в ЕС.
Украина вместо проактивной подготовки к изменениям фактически оказалась в режиме реактивного управления. Соответственно, возникла необходимость срочных мер: срочно перераспределить квоты среди аграрных игроков; ускорить поиск альтернативных рынков; экстренно начать переговоры с ЕС относительно «гибких рамок» (статьи 29 Соглашения об ассоциации DCFTA).
Вердикт Евросоюза
У Евросоюза – свои болячки. Он сознательно установил временной отрезок, – годичный срок действия АТМ с последующей пролонгацией, чтобы вовремя реагировать на реакцию внутри сообщества. К слову, во всех Регламентах Еврокомиссия оставляла за собой право применять «экстренные ограничения» даже во время действия ATM, если импорт из Украины «угрожал бы рынкам ЕС».
Когда мы говорим, что ЕС – это привлекательный рынок со 160 млн ртов, – экономически активный сегмент для украинского экспорта, – то следует учитывать, что это не только дармоеды-бездельники. Среди них есть производители той линейки продуктов питания, которые мы поставляем туда. Как они будут реагировать на конкуренцию извне? А они сразу начали возмущаться. Громко и неустанно. Их тракторы блокировали дороги, а их голос раздражал уши еврокомиссаров. Поэтому официальная причина свертывания АТМ для европейской бюрократии звучит сухо и убедительно: давление со стороны фермеров стран ЕС. Кого-то, возможно, убаюкивают формальные объяснения. Я же решил копнуть глубже.
Если говорить об экономическом давлении, реальном или манипулятивном, то фермеры Польши, Венгрии, Словакии, Румынии, Болгарии, Франции действительно почувствовали конкуренцию. Украина, имея значительно более низкие затраты на производство (земля, труд, энергоносители до войны), могла предлагать продукцию дешевле. Однако масштабы этого давления никак не подавляли всю территорию ЕС. Часто жалобы касались отдельных товаров (зерно, сахар, курятина) в отдельных приграничных регионах, но подавались как общеевропейская проблема.
Действительно, значительная часть украинского зерна из-за сложностей и расходов на дальнейший транзит вглубь ЕС оставалась в приграничных странах, создавая локальное перенасыщение рынка. В то же время Украина стала удобным «молниеотводом» для тех же европейских фермеров, которые перекладывали целиком собственные проблемы (возросшие расходы на энергию, удобрения, рабочую силу, жесткую экологическую политику Green Deal) на «виновницу». Для дискредитации украинской продукции также использовали нарратив о «низшем качестве» или «неполном соответствии стандартам».
АТМ вклинивались в избирательные циклы европейских стран, становились политическим раздражителем там, где аграрный сектор имеет значительный вес в электорате. В Польше тема импорта украинского зерна особо фигурировала на президентских выборах 2025 года. Оба кандидата — Рафал Тшасковский и Кароль Навроцкий — публично выступали за ограничение импорта украинской агропродукции. Особенно активно эту тему эксплуатировала ультраправая Конфедерация (Konfederacja) — праворадикальная партия, которая еще с 2023 года организовывала протесты фермеров против ввоза украинского зерна. Под лозунгом защиты польского сельхозпроизводителя и обвинения ЕС в продаже интересов Польши. Венгерское правительство Виктора Орбана, правящая партия Фидес (Fidesz) без передышки критиковали либерализацию торговли с Украиной как на национальном уровне, так и в контексте выборов в Европарламент.
Словацкая партия SMER – социальная демократия (Роберта Фицо) во время парламентских выборов 2023 года множила мессиджи о несправедливой конкуренции со стороны украинских аграриев. Во Франции тема украинского агроэкспорта хоть и не была доминантной, она появлялась в риторике крайне правых сил, – Национальное объединение (Rassemblement National) — партия Марин Ле Пен, во время выборов в Европарламент и местных выборов.
Этот негатив также отчасти повлиял на решение Еврокомиссии завершить АТМ. Добавим к этому постоянную дезинформационную кампанию Кремля, направленную на раскол ЕС и дискредитацию Украины, в том числе через тему аграрного экспорта. Одним словом, в совокупности сказались и административная усталость Брюсселя, и желание «нормализации», вернуться к более привычному, «упорядоченному» режиму торговли, даже если он менее выгоден для Украины в ее нынешних условиях. Глубинная защита собственного производителя любой ценой остается крепким инстинктом национальных государств, даже в рамках ЕС. Поэтому евросоюзовская солидарность с нами оказалась товаром, имеющим свой срок годности, когда она начинает касаться кошельков собственных избирателей. АТМ, как и любой банкомат, тоже имели лимит выдачи.
Секторный разрез
Украина и ЕС в последний день июня договорились о новых условиях торговли в рамках будущего Соглашения об ассоциации. В целом они кардинально не отличаются от довоенных правил. Тех самых, которые существовали до 24 февраля 2022 года. Правил, которые не учитывают ни войны, ни разрушений, ни героических усилий Украины, ни ее бесспорного стремления к ЕС. Ирония судьбы: мы воюем за европейские ценности, но торгуем по правилам, которые существовали до того, как эта борьба приобрела экзистенциальный характер.
По прогнозам, потенциальный спад экспорта в ЕС семи наиболее ценных категорий будет фиксироваться на уровне 50-80% уже в этом году по сравнению с пиком ATM. Часть товарных позиций вернется к довоенным уровням, часть опустится ниже. Если пунктирно, то европейские врата полностью открыты для сухого молока, кисломолочных продуктов и сливочного масла. Квоты для овсяных и ячменных круп увеличат до максимального уровня. По сути, это и есть вся «победа». Квоты для сахара, яиц, мяса птицы, пшеницы, кукурузы и меда будут ограниченными, для других видов мяса дополнительные квоты не предусмотрены.
В то же время Украина должна открыть свой рынок для птицы, свинины и сахара из ЕС. До 2028 года мы должны синхронизировать собственные стандарты сельскохозяйственного производства, в частности относительно благополучия животных и использования пестицидов, с законодательством ЕС. Правда, для нас маячит призрачно мерцающий зеленый глазок светофора – цвет ожиданий и надежд: ЕС согласился пересматривать квоты ежегодно, что открывает путь к постепенному расширению доступа. Еврокомиссар Марош Шефчович прямо признал, что увеличение квот является «незначительным» и продиктовано желанием сохранить стабильность рынка ЕС, особенно в странах-соседях, где фермеры активно протестовали против украинского импорта.
Если трактовать его слова по-нашему, то Украина не смогла добиться существенного увеличения квот на ключевые «чувствительные» позиции — курятину, сахар, яйца. Хотя квоты формально выросли по сравнению с довоенной редакцией Соглашения об ассоциации (DCFTA), они остаются ниже объемов экспорта в период действия торгового безвиза (2022–2025 годы). Окончательные объемы дорабатывают, конкретизируют, детализируют. Польша, которая председательствует в Совете ЕС до июля 2025 года, в зависимости от настроения, может изменить их. Конечно, не в сторону роста. Но даже «примерочные» цифры свидетельствуют отнюдь не о прогрессе.
Проиллюстрирую на примере трех категорий. Квота на экспорт в ЕС на 2025 год: курятины – 55,5 тыс тонн, сахар – 109,4 тыс тонн, яиц – 9,7 тыс тонн. Тогда как в 2023 году мы ввозили соответственно 171 тыс тонн, 500 тыс и 39,6 тыс тонн. Более того, из выделенных на 2025 год квот мы уже использовали часть в первом полугодии. С учетом фактического экспорта до конца года осталось вывезти немного: курятины – 22,5 тыс тонн, сахара – 24 тыс тонн, а яичная квота почти исчерпана.
Суммарные потенциальные потери экспортной выручки из-за возвращения к квотному режиму торговли с ЕС могут достигнуть миллиарда долларов только до конца 2025 года. Это без учета мультипликативного эффекта. Снижение доходов фермеров, предприятий приведет к сокращению их расходов (на оборудование, услуги, зарплату). Оттуда это ударит по смежным отраслям и потребительскому спросу в регионах. Обмелеют налоговые поступления в бюджет в условиях колоссальных военных расходов. Миллиард – это не просто цифра. За ним – недостроенные фермы, заторможенные инвестиции, сокращенные рабочие места. Это означает, что украинский агросектор снова вынужден играть по правилам, которые не учитывают военного контекста и потребностей восстановления.
Евросоюзовский светофор изменил цвет. Но путь к глобальному рынку шире, чем европейский. Мы не должны зацикливаться на желтом свете ограничений, а использовать его как сигнал к маневру: диверсификации, переориентации, повышения качества и конкурентоспособности. И продолжать двигаться вперед. Потому что полноценная европейская интеграция – это не только рынок, но и стандарты, ценности и долгосрочная перспектива. Светофор когда-нибудь снова станет зеленым. Главное – двигаться. Осторожно, но не останавливаться. Потому что остановка – это смерть для экспортно-ориентированного аграрного гиганта, каким является Украина.