Топ «подводных камней» в деятельности фермерских хозяйств

27.11.2015 15:09
  • «При детальном исследовании или практическом применении оказывается, что регулирование деятельности фермерских хозяйств настолько несовершенно, что зачастую создает больше проблем, чем способствует развитию фермерства» – отмечает эксперт по аграрному праву,  Анатолий Косован в эксклюзивном комментарии AgroNews.ua.

    В Украине хозяйственная деятельность в аграрной сфере может осуществляться в разных формах. Одной из таких форм является фермерское хозяйство. Как неоднократно обращали внимание специалисты, именно фермерские хозяйства в развитых странах являются основой развития аграрной отрасли. В нашей стране тоже уделяется определенное внимание данному виду предпринимательства. В 2005 г. даже был принят закон «О фермерских хозяйствах», предназначенный регулировать их деятельность.

    «Сложности в оговоренной сфере начинаются уже при регистрации фермерского хозяйства. Так, единственным нормативным актом, регулирующим процесс создания фермерского хозяйства, является упомянутый выше закон. Однако в нем совершенно не урегулированы основные вопросы, фундамент, который должен закладываться в момент регистрации. К ним можно отнести наличие и формирование уставного капитала (в законе упомянут только составной капитал, который не является аналогом уставного), порядок его разделения, принятия решений членами хозяйства, исключительная компетенция собрания членов, их участие в распределении прибыли и много других. Конечно, многие фермеры используют аналогию и заполняют указанные пробелы, руководствуясь законодательством об обществах с ограниченной ответственностью. Учитывая отсутствие отдельного регулирования процесса регистрации и требований к уставу фермерских хозяйств, в том числе в Гражданском кодексе Украины, такой подход является наиболее оправданным. Однако есть в нем и негативные стороны. Так, в случае возникновения конфликта между членами хозяйства, некоторые нормы устава, как в принципе и сам факт регистрации, могут быть обжалованы в суде.

    Как известно, основой в сфере сельхозпроизводства, в том числе и в деятельности фермерских хозяйств,  а так же их основным активом является земля. Однако и в таком фундаментальном вопросе возникает большое количество сложностей.

    Так в соответствии со статьей 12 Закона Украины «О фермерских хозяйствах»  земли хозяйства могут состоять из:

    а) земельного участка, принадлежащего на праве собственности фермерскому хозяйству как юридическому лицу;

    б) земельных участков, принадлежащих гражданам – членам фермерского хозяйства на праве частной собственности;

    в) земельного участка, используемого фермерским хозяйством на условиях аренды.
    Права владения и пользования земельными участками, которые находятся в собственности членов фермерского хозяйства, осуществляет фермерское хозяйство.

    Сама формулировка права хозяйства осуществлять владение и пользование землями, являющимися собственностью его членов не вызывает вопросов. То есть, выходит, право владения и пользования землей члена фермерского хозяйства автоматически является его взносом в деятельность хозяйства. Данный факт вполне логичен, однако ни один существующий нормативный акт не содержит порядка оформления и регистрации такого права.

    Выход из сложившейся ситуации многие находят во внесении данных о переданных хозяйству участках в его уставе. Данное решение так же является частичным и не снимает всех рисков, оставшиеся из которых мы рассмотрим далее.

    Как было указано ранее, фермерское хозяйство так же может владеть собственными землями. Однако процесс бесплатной приватизации не предусматривает такое право за юридическими лицами. Более того, никоим образом не урегулирована передача земель членов хозяйства в уставный капитал. Здесь конечно можно вспомнить мораторий на распоряжение землями сельхоз назначения, который включает в себя и право внесения таких земель в уставный капитал. Тем не менее, данный запрет не распространяется на фермерские хозяйства, так как п. 14 Переходных положений Земельного кодекса Украины устанавливает его для формирования уставного капитала хозяйственных обществ, коим хозяйство не является. К тому же такой запрет установлен для земельных  долей (паев), а не для земельных участков. В свою очередь запрет на любое отчуждение земель, содержащийся в п. 15 того же кодекса, содержит положения о землях с конкретным целевым назначением, что дает возможность его обойти. При этом, как и было указано выше, порядок передачи земли членами хозяйства в его собственность совершенно не урегулирован.

    Далее рассмотрим основные сложности в деятельности фермерских хозяйств.

    Будучи зарегистрированными юридическими лицами, фермерские хозяйства осуществляют свою деятельность на основании того же законодательства, что и хозяйственные общества. Есть правда небольшие отличия, связанные с налогообложением и возникающие именно из неурегулированных вопросов, описанных выше.

    Так в соответствии со статьей 269 Налогового кодекса Украины плательщиком земельного налога является собственник земли либо землепользователь. Казалось бы, что положение совершенно четкое и сложностей не должно возникать при его интерпретации. Однако кто будет являться плательщиком данного налога, если землями членов пользуется фермерское хозяйство? С одной стороны хозяйство является пользователем и вполне может оплатить налог, а с другой стороны право пользования никоим образом не зарегистрировано и в лучшем случае отображено только в уставе самого хозяйства.  Такая ситуация зачастую вызывает претензии налоговых органов, однако они разнятся от региона к региону, так как отсутствует единое видение понятия «плательщика» в данной ситуации.

    Добавляет неопределенности в данный вопрос и положение пункта 281.3. Налогового кодекса Украины, в соответствии с которым от уплаты налога освобождаются на период действия единого налога четвертой группы владельцы земельных участков, земельных долей (паев) и землепользователи при условии передачи земельных участков и земельных долей (паев) в аренду плательщику единого налога четвертой группы. Как и было указано выше, земельные участки не передаются в аренду фермерскому хозяйству его членами, а потому и не могут быть освобождены от уплаты налога.

    Вопрос оформления права на землю членов фермерского хозяйства касается и более существенных налогов, а именно единого налога, если хозяйство зарегистрировано либо желает зарегистрироваться плательщиком четвертой группы.

    Связано это со следующим: плательщиком данного налога могут быть исключительно сельскохозяйственные товаропроизводители. Таковыми, в соответствии с подпунктом 14.1.235 Налогового кодекса Украины, являются юридические лица независимо от организационно-правовой формы, которые занимаются производством сельскохозяйственной продукции и / или разведением, выращиванием и выловом рыбы во внутренних водоемах (озерах, прудах и водохранилищах) и ее переработкой на собственных или арендованных мощностях, в том числе собственно произведенного сырья на давальческих условиях и осуществляют операции по ее поставке. При этом права собственности/пользования земельными участками должны быть оформлены и зарегистрированы в соответствии с законодательством.

    Как было оговорено выше, право пользования хозяйством землями членов в лучшем случае отображено в уставе самого фермерского хозяйства, что не является регистрацией в соответствии с законодательством. Так же не содержит порядка и права такой регистрации и Закон Украины «О государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их обременений. Конечно, можно дополнительно передать данные земли в аренду хозяйству или иным образом оформить право пользования землей, но такие действия повлекут существенные финансовые и временные затраты, а так же скажутся на повышении налоговой нагрузке за счет оплаты налога на доходы физлиц собственников земли. Да и не понятно, почему фермерское хозяйство должно оформлять дополнительное право пользования на землю, имея уже такое право в соответствии с действующим законодательством.

    Все это дает возможность налоговым органам отказать фермерскому хозяйству в регистрации плательщиком единого налога либо отменить такой статус при проведении проверки с соответствующим пересчетом подлежащих оплате налогов за предыдущие периоды.

    Как известно, в период действия моратория, единственным выходом для увеличения земельного банка сельхозпроизводителя являются активное заключение договоров аренды земли либо приобретение корпоративных прав в юридических лицах, владеющих соответствующим количеством таких договоров.

    В разрезе данных процессов остановимся на возможности переоформления фермерских хозяйств. Так общий порядок продажи юридического лица подразумевает в основном продажу долей в его уставном капитале. Тем не менее, такой порядок действий затруднен в фермерских хозяйствах, так как сам факт и процесс формирования уставного капитала, а так же его деления на доли, совершенно не урегулирован. Как было указано ранее, многие уставы фермерских хозяйств содержат необходимые положения об уставном капитале и его делении на доли. Однако, такой порядок отчуждения фермерского хозяйства не предусмотрен действующим законодательством и даже наоборот. Так статья 22 Закона Украины «О фермерских хозяйствах» содержит положения о продаже фермерского хозяйства путем продажи целостного имущественного комплекса. Именно после заключения такого договора, новый собственник может подать на регистрацию новый устав. Конечно, такой порядок продажи является совершенно неэффективным в первую очередь с точки зрения фискальной нагрузки на сделку. Но это не единственная проблема при смене собственников хозяйства. Дело в том, что процесс регистрации и внесения изменений в устав юридических лиц регулируется Законом Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц – предпринимателей». В соответствии с частью 3 статьи 29 этого закона, при смене учредителей юридического лица государственному регистратору кроме прочих должны быть предоставлены заявление, договор либо другой документ о переходе или передаче доли участника в уставном капитале общества. Конечно, договор купли-продажи целостного имущественного комплекса не является договором о передаче доли в уставном капитале. То есть принять его для внесения изменений в устав откажется любой государственный регистратор.

    Конечно, все вышеописанные сложности возможно решить, но зачастую исключительно с использованием права судебной защиты и не без помощи опытных юридических советников. Более того эти проблемы являются только самыми яркими и часто встречающимися в деятельности фермерских хозяйств. Однако и этого достаточно для того, чтоб осознать острую необходимость внесения кардинальных изменений в действующее законодательство, регулирующее их деятельность» – говорит Анатолий Косован, эксперт по аграрному праву, управляющий партнёр Kosovan Legal Group.

    Читай нас також у Viber та Telegram, поширюй новину на своїй сторінці:
    Поширити: