Финишная прямая первого тура президентских выборов ознаменовалось очередной порцией громких обвинений и ужесточением борьбы за избирателя. В ход идет как использование админресурса, так и «черный пиар». Кроме того, если ранее в откровенной агитационной работе участие принимали и крупные компании с иностранными инвестициями, то теперь их представители свернули такую деятельность, опасаясь возможных последствий. В частности, участие в больших предвыборных играх прекратил известный агропромхолдинг «Астарта-Киев». Там видимо решили, если вдруг что-то пойдет не так, открытая агитация за одного из кандидатов грозит ему серьезными репутационными рисками, жесткими вопросами от иностранных инвесторов и кредиторов, ведь акции компании котируются на Варшавской фондовой бирже.
Читай нас також у Viber та Telegram.
По данным Центральной избирательной комиссии, за президентскую булаву борются 39 участников. Хотя, как показывают различные социологические рейтинги, реальных претендентов на победу– всего три. Шоумен Владимир Зеленский, глава «Батькивщины» Юлия Тимошенко и действующий президент Петр Порошенко. Именно между ними развернулась борьба за выход во второй тур и продолжение предвыборной гонки.
Политологи считают, молодой актер Владимир Зеленский находится в самом начале пути своей политической карьеры, а значит, даже в случае поражения на выборах-2019 имеет все шансы продолжить карьеру сначала на парламентских выборах осенью 2019 года, а затем на следующих президентских. Подобное оптимистичное будущее, впрочем, уготовлено не всем. Другие два кандидата вступили в яростную борьбу, так как осознают свой последний шанс. «Она понимает, что ее время уходит, золотой период политической карьеры за несколько лет закончится. Мужчина 60 еще может претендовать на высокий государственный пост в качестве некоего патриарха. Женщине в таком возрасте, конечно, сложнее. И сейчас она пытается реализовать, возможно, последнюю попытку вернуться на политический Олимп», – прокомментировал задолго до президентских выборов последний шанс Тимошенко украинский политолог Владимир Фесенко.
Не намерен отступать от своего шанса на победу и действующий президент Петр Порошенко. По мнению многих экспертов, проигрыш кампании не только ставит под сомнение его политическое будущее, но и может грозить более серьезными последствиями. Особенно после громкого коррупционного скандала в сфере оборонного комплекса, а также обвинений команды Гаранта со стороны оппонентов и главы МВД в организации подкупа избирателей. Эти события создали для Порошенко проблемы с рейтингом в аккурат за пару недель до окончания первого тура президентских выборов. «Расследование Bihus.info разрушает патриотический имидж Порошенко», – анализирует сложившуюся ситуацию Фесенко. Ведь глава государства сделал лозунгом своей кампании Армія. Мова. Віра. А вышло так, что журналисты в расследовании рассказали об окружении Порошенко, которое в воюющей стране зарабатывает как раз на армии.
Промежуточным итогом скандалов стал свежий замер электоральных настроений, который 11 марта выпустила группа Рейтинг. В нем Порошенко опустился на третье место, уступив Тимошенко. 16,8 % его поддержки может не хватить для выхода во второй тур, поскольку у лидера «Батькивщины» уже 18,3 %, а у юмориста Зеленского 24,7 %.
Политические традиции
Мировая практика президентских выборов проповедует принцип «деньги любят тишину», когда частные компании делают пожертвования и взносы в партийную казну, но зачастую предпочитают прямо нигде не заявлять о своей поддержке конкретного кандидата. Во многих крупных корпорациях, к слову, прописан запрет на взносы в бюджеты партий, а также на проявление какой-либо приверженности к кандидатам.
Но, в отличие от США и стран Евросоюза, в Украине отечественные собственники крупных компаний могут использовать административный ресурс для давления на сотрудников как собственно своей компании, так и компаний партнерских, у которых с ней договора о сотрудничестве. К примеру, сотрудников завода могут принудительно «просить» явиться в актовый зал для встречи с кандидатом, или же на общих собраниях проводить агитацию с настоятельной просьбой проголосовать «правильно».
Но украинские компании, которые в структуре собственников имеют иностранных акционеров, крайне негативно относятся к участию их подразделений в предвыборной агитации. В приватных разговорах привлеченный из-за границы топ-менеджмент это аргументирует тем, что став на сторону одного из кандидатов, компанию могут ожидать сложности в будущем, если победителем станет его оппонент. Увы таковы реалии бизнеса по-украински. Впрочем, из любого правила есть исключения. Агропромхолдинг «Астарта-Киев» – попытался стать одним из таких.
Сахарозаводчик и Порошенко
«Астарта-Киев» – огромный холдинг, в структуре которого ключевое место занимает производство сахара, помимо этого перерабатывается соя, работают молочные фермы. Земельный банк составляет более 250 тыс. га, где холдинг выращивает сахарную свеклу, зерновые и подсолнечник (до 2020 года компания планирует нарастить земельный банк до 400 тыс. га). По данным годового отчета агропромхолдинга «Астарта-Киев» за 2017 год, у компании 2 мажоритарных владельца акций: это бизнесмен Виктор Иванчик (36,26% акций) и международная финансовая группа Fairfax Financial Holdings Ltd (28,06% акций). Остальные 35,68% акций принадлежат миноритариям, в числе которых международные инвестиционные фонды США, Ближнего Востока и ЕС. Акции компании с 2006 года находятся в свободном обращении на Варшавской фондовой бирже.
И вот в феврале 2019 года появились первые сообщения, что руководство сразу некоторых региональных подразделений холдинга включилось в предвыборную агитацию. По словам сотрудников агропредприятий, входящих в структуру «Астарта-Киев», их руководители начали проводить агитационную роботу за кандидата в президенты Петра Порошенко. Агитировали среди своих сотрудников, а также во время традиционных встреч среди пайщиков и жителей сел, где находятся подразделения «Астарты». Такие сигналы поступали из Полтавской, Хмельницкой и Тернопольской областей.
Казалось бы, встречи с пайщиками, что тут удивительного, ведь агрокомпании конкурируют за землю и вынуждены выстраивать с собственниками земельных наделов регулярный диалог. Может и раздача «подарков» от компании, завершавшая многие такие встречи, также воспринималась нормально. Если бы не одно но, агитация за нынешнего президента Петра Порошенко. Ведь подарки после агитации – это, согласно законодательству Украины, непрямой подкуп избирателей.
Конечно, с одной стороны, поддержка кандидата крупной агрокомпанией – выбор ее акционеров и топ-руководителей. Но с другой стороны, если речь идет об активной агитационной работе с подкупом, то это влечет за собой репутационные риски для компании с иностранными акционерами. Особенно в свете того, что «Астарта-Киев» в последний год и так показывает не самые лучшие результаты. Чистая прибыль агрохолдинга за девять месяцев 2018 года составила 14,5 млн. евро, что на 80% ниже этого показателя за аналогичный период 2017 года. Акции «Астарты» на Варшавской фондовой бирже за год подешевели практически на 50% (!!!).
Однако, по последним данным агитационную работу в «Астарте» за Петра Порошенко в спешном порядке сворачивают, предлагая людям определяться со своими предпочтениями самостоятельно.
Что послужило толчком к принятию этого решения пока не известно. Можем предположить руководство холдинга посчитало, что в условиях политической неопределённости (когда победителем станет один из трех антагонистов) создавать для себя дополнительные риски, делая открытую ставку на одного из лидеров президентской гонки, – опрометчиво.
По крайней мере, обосновывать такое решение в агрохолдинге уже могут словами председателя Совета директоров Говарда Дала. Однажды говоря об «Астарте» он отметил: «самым важным является то, что компания имеет безупречную репутацию и дальнейший потенциал роста». Универсальный ответ на вопрос любого кандидата в президенты о поддержке на выборах. Особенно актуальным он будет во время второго тура выборов-2019, где борьба обещает быть еще более жесткой и бескомпромиссной.