Олександр Марюхніч: “Якщо прагнеш змін – почни з себе”   Ринок зерна України: від експорту сировини до готової продукції     Як захистити врожай ріпаку озимого? Поради спеціаліста   VELES AGRO – український бренд європейської якості підкорює «Битву Агротитанів»     VELES AGRO ТЕХНІКА, ЩО ЛАМАЄ СТЕРЕОТИПИСубсидування - найбільш поширений шлях підтримки державою агрострахування в світіІсторія агроуспіху: DuPont PioneerЗахистити зібраний врожай від гризунів допоможуть ефективні родентициди від Групи компаній UKRAVITАнна Бабіч: Аби вижити в умовах непередбачуваного ринку, агрокомпаніям варто зрозуміти "силу багатьох"Компанія МАЇС презентувала оновлену лінійку гібридів кукурудзи під час семінару на ЧеркащиніАграрію важливо раціонально використовувати пестициди та агрохімікати для збереження власного врожаюПерепади температури негативно вплинули на майбутню врожайність пізніх ярих культурЗворотній зв’язок із фермером: Група компаній UKRAVIT взяла активну участь у Днях поля по всій території УкраїниРинок м'яса в першому півріччі продемонстрував зростанняЯк обрати оптимальний протруйник?ТОП-7 фактів про сільське господарство ШвейцаріїКомпанія DuPont Pioneer Україна представила результати агрономічних дослідів кукурудзиСтрахування озимих культур від осінньої посухи – додаткова гарантія стабільностіІталія на смак: ТОП-6 найкращих фермерських ринківПравда про садівництво: як створити прибутковий бізнес?Без агрострахування неможливо отримати доступ до кредитування Як найкраще підготувати землю до весняної посівної Угорський досвід для українського АПК ДПЗКУ вже заготовила 2,5 млн тонн збіжжя з початку 2016/2017 МР Генетика як рушій прогресу Як обрати надійного страхового партнера 

Олег Кулинич: «Украине необходим серьезный анализ социальных рисков, связанных с отменой моратория»

24 квітня 2015
Переглядів:
4799
imgo (1).jpg

21 апреля на заседании Комитета Верхованой Рады по вопросам аграрной политики и земельных отношений был рассмотрен и одобрен ряд законопроектов. Большинство из них касалось земельной сферы. Вопрос снятия моратория на продажу земель сейчас стоит одним из главных в аграрном сообществе. Об этом AgroNews пообщались с депутатом Верховной Рады, членом Комитета по вопросам аграрной политики и земельных отношений Олегом Кулиничем.

 

-Какая ситуация в арендных отношениях Украина сложилась на данный момент? Сколько всего в стране зарегистрировано договоров аренды?

В связи с многолетним мораторием на продажу сельскохозяйственной земли, основой хозяйствования в сельском хозяйстве у нас является аренда. Количество договоров аренды земельных участков сельскохозяйственного назначения только частной собственности составляет около 4,7 миллионов. Кроме того, в аренде также находятся государственные и коммунальные земли.

 

-Недавно был принят закон, устанавливающий минимальный срок аренды от 7 лет. Выгодны ли такие условия для собственников паев или же больше ориентированы на интересы арендаторов?

-Договор аренды земли должен учитывать интересы обоих его сторон. 

Собственник заинтересован в двух вещах. Во-первых, в своевременном получении арендной платы, а во-вторых, чтобы после окончания срока аренды земельный участок вернулся ему в том состоянии, в котором он был передан в аренду. 

Интересы арендатора - экономически эффективное использование участка. 

Все понимают, что требовать от арендатора долговременных инвестиций в арендованную на год или два землю нельзя. 

При долгосрочной аренде землепользователь экономически заинтересован в использовании технологий, которые обеспечивают поддержание плодородия почв. 7 лет – это установленный Кабинетом Министров Украины максимальный срок возвращения культуры в почву при севообороте.

Поэтому установление минимального срока аренды, на мой взгляд, вполне согласуется, как с интересами арендатора, так и с интересами собственника.

Сейчас, комментируя принятый закон, многие говорят о «закрепощении» крестьян, утверждая, что они не смогут разорвать договор, даже если арендатор не выполняет свои обязательства. Это чистой воды спекуляции и самопиар. Возможность досрочного расторжения договора как была, так и осталась в законодательстве. Если арендная плата не выплачивается в срок, если земельный участок используется с нарушением установленных правил, иск собственника о расторжении договора будет удовлетворен любым судом.

 

- Зафиксировано много случаев нарушений договоров аренды (земля сдается за копейки, земельные участки годами используют не по целевому назначению и т. п.), с чем это связано и почему правоохранительные органы закрывают на некоторые случаи глаза?

- Землю в аренду за копейки давно никто уже не сдает. Эти времена прошли. За время, которое прошло со времени распаевания, люди стали разбираться и в ценах, и в законодательстве. 

Хотя нарушения, конечно же, есть. Но о них нужно не молчать, а говорить. Если договор не исполняется, нужно инициировать вопрос об ответственности арендодателя, вплоть до расторжения договора. 

Кроме того, существуют государственные органы по контролю за использованием и охраной земель. Использование земель по нецелевому назначению – это административное правонарушение, и за это установлена ответственность.

К таким органам, конечно, есть вопросы, и в некоторых случаях эффективность их деятельности вызывает сомнение. 

 

- Почему решение земельных вопросов так долго затягивалось властями?

- Для всех властей центральный орган земельных ресурсов, как бы он не назывался, Госкомзем или Госземагентство, всегда был «дойной коровой», надежным источником коррупционных доходов. А собирать взятки при прозрачном законодательстве сложно. 

Поэтому законопроекты, направленные на нормализацию земельных процедур, лежат в Верховной Раде годами. К ним масса юридических, экономических, каких угодно замечаний и придирок. Зато коррупционные проекты проходят «на ура».

В этом созыве все-таки, лед тронулся. Нам с коллегами по аграрному комитету удалось провести через парламент много хороших инициатив. Тут и упрощение арендных отношений, и совершенствование процедуры регистрации прав на землю. 

Буквально на этой неделе Кабинет Министров Украины зарегистрировал в парламенте законопроект «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины (относительно улучшения бизнес-климата в Украине)» (р.№ 2679). В этом законопроекте учтены многие мои наработки: возможность заказа и получения сведений государственного земельного кадастра через Интернет, предоставление органам местного самоуправления права предоставления кадастровой информации, и главное – открытие всех сведений кадастра.

 

- Земельная сфера одна из самых коррумпированных областей сельского хозяйства. Почему так получилось и как с этим бороться?

- Коррупция приходит туда, где есть искусственные нормативные сложности и где при принятии решения ключевую роль играет человеческий фактор. Земельная «нормативка» традиционно сложна, и не только в Украине. Поэтому бороться можно и нужно, в первую очередь, путем упрощения и внедрения прозрачности всех процедур. 

 

- Глава администрации президента Борис Ложкин говорит о том, что мораторий на продажу земель необходимо быстро снять. Какие риски может принести открытие рынка земли и как их минимизировать?

-Мне бы очень хотелось, чтобы те, кто выступает в средствах массовой информации по теме отмены моратория, говорили не о необходимости снятия моратория, а о своих предложениях по тем законодательным нормам, которые должны быть приняты для того, чтобы рынок сельскохозяйственной земли не стал «земельным шоком» для населения. Нужна широкая дискуссия в обществе, в экспертных кругах, в политикуме.

 

- Противники снятия моратория говорят, что если рынок земли откроется, начнется «дерибан». Существует ли возможность того, что большинство земель просто распродадут крупным компаниям?

Существует, причем иностранным. У отечественных сейчас нет ресурса из-за экономического кризиса и АТО.

 

- Какие законопроекты необходимо принять для минимизации рисков и какие уже приняты?

- Сложно говорить об этом. На самом деле, никто с уверенностью не сможет сказать, какие именно процессы будут происходить на рынке земли в случае отмены моратория и какие будут результаты этого решения. Все разговоры на эту тему – это лишь более или менее аргументированные прогнозы.

На мой взгляд, одномоментно снимать все ограничения на продажу сельскохозяйственной земли нельзя, этот процесс должен происходить поэтапно.

Сначала можно снять запрет на продажу земельных участков несельскохозяйственных угодий. Ведь земли сельскохозяйственного назначения – это не только пашня, это еще и земли под фермами, хоздворами. Эффект от запрета их продажи – нулевой.

Потом я бы разрешил продавать на аукционах сельскохозяйственные земли государственной и коммунальной собственности. Введение их в оборот не принесет негативных социальных последствий, а бюджеты получат ощутимые средства. Кроме того, на первом этапе, я бы ограничил количество земли в одних руках небольшой площадью.

Что касается орных земель, то на первом этапе я бы предложил ограничить круг возможных их покупателей лишь физическими лицами – гражданами Украины. Как бы то ни было, мы не можем игнорировать общественные опасения относительно скупки земель иностранцами. 

В последующем такие ограничения могут быть постепенно сняты.

Ну и еще один важный момент. Нужно наконец-то навести порядок в сфере управления государственной и коммунальной землей, и убрать из законодательства те нормы, которые позволяют продавать земельные участки без проведения аукциона.

 

- Будет ли правительство использовать опыт европейских стран при процессе открытия рынка земли? Ведь в Европе правила прозрачны и понятны всем игрокам рынка.

-Это вопрос к правительству. Пока не очень использовали.

В исполнительной власти, к сожалению, как раз и придумывают, как сделать все непрозрачным и непонятным.

 

- Вы заявляли, что необходимо устроить всеобщее обсуждение о снятии моратория. Как себе это представляете, ведь всегда будут недовольные?

- Речь не идет об агитации «за» снятие моратория. Тут совсем другие цели. Дело в том, что вопрос рынка земель у нас крайне политизирован. Благодаря тому, что Украина постоянно находится в перманентном избирательном процессе, на этом вопросе привыкли паразитировать различные политические силы. Людей постоянно пугают разными проблемами, с которыми связано введение земельных ресурсов в экономический оборот. В результате мнение людей о продаже земли, к сожалению, является искаженной и насыщенной разного рода мифами и фобиями.

Поэтому сегодня существует потребность в проведении масштабной информационной кампании, в рамках которой должно разъясняться земельное законодательство, а также изучаться позиция людей, местных общин по такому чувствительному вопросу, как открытие рынка. И правовые инструменты регулирования рынка земель, должны быть не навязаны землевладельцам «сверху», а предложены самими людьми. Полученная в результате информация будет использована при разработке законов, которые должны установить правила игры на рынке земель.  Организационную составляющую могли бы взять на себя Минагрополитики, Госземагентство, у них большая система территориальных органов, через которые вполне можно организовать проведение обсуждений.

Кроме того, необходимо не замалчивать эту тему и в политикуме. Аграрный комитет парламента, например, поддержал мою идею о проведении парламентских слушаний по этому вопросу.

 

- Ваше видение мелкого и среднего бизнеса в селе, хозяйства каких размеров должны создать фундамент украинского фермерства?

- Дело не в размере землевладения, оно может быть разным и зависит от разных факторов – от вида деятельности фермера до объема земельных ресурсов в данном регионе Украины. Дело в том, что фермерское хозяйство должно быть экономически самостоятельным и обеспечивать занятость в селе. Для этого необходима продуманная государственная политика, направленная на поддержку прежде всего мелких хозяйств, где 20, 50, 100 гектаров. Среднему и крупному бизнесу, на мой взгляд, помогать не нужно, ему нужно просто не мешать. Нужны простые, справедливые правила игра, которые, к тому же, не меняются каждый год. А вот мелкие хозяйства действительно более уязвимы и часто балансируют на грани выживания. Именно поэтому, например, государственная политика стран Европы направлена на защиту именно этой категории аграриев.

 

- Бытует мнение, что с открытием рынка земли можно ожидать приток иностранных инвестиций. Возможно ли такое вообще, учитывая нестабильную ситуацию в стране и проведение АТО?

- Все зависит от того, какую модель открытия выбрать. Ключевой вопрос здесь: будут ли компании с иностранным капиталом допущены как игроки на рынок земли. Если да, то приток будет. Но здесь тоже, как вы понимаете, существуют свои угрозы. Плюс есть ряд сопутствующих проблем: инвестор смотрит на ситуацию в комплексе, не только на возможность или невозможность покупки земли, а и на систему налогообложения в целом, и в АПК в частности. Прежде всего, это возможность возврата инвестиций, возмещение НДС производителю и многое другое.

 

- Ваше видение дальнейших событий на земельном рынке: продолжат ли мораторий на продажу или же он будет снят?

- Мораторий не нужно «продолжать», он сейчас не ограничен конкретной датой. Земельный кодекс говорит о том, что земля сельскохозяйственного назначения начнет продаваться тогда, когда будет принят закон об обороте земель сельскохозяйственного назначения. А будет он принят тогда, когда все политические силы, представленные в парламенте, «созреют» для решения этого вопроса.

Конечно, мораторий на продажу сельхоз угодий не может продолжаться вечно. Земля - такая же собственность, как и дома, квартиры и другое имущество. Мы же не запрещаем людям продавать свои квартиры, опасаясь того, что они потеряют жилье? Почему с земельными участками мы поступаем иначе?

Однако для того, чтобы это произошло, необходим серьезный анализ социальных рисков, связанных с отменой моратория. Сначала нужно разработать законодательные механизмы их минимизации, и лишь после этого – открывать рынок. Таких расчетов и механизмов сегодня нет. Поэтому на быстрое снятие моратория без негативных последствий для людей, особенно в сроки, озвученные главой Президентской администрации, я бы не рассчитывал. 

Беседовала Наталия Ключникова, AgroNews.

24 квітня 2015 16:21
переглядів:
4799

Анонси